Шелкография - история и использование


Шелкография - это технология нанесения изображения при помощи тканой сетки - трафарета, через который краска проникает на поверхность.  На поверхность трафарета кладется краска, после чего по этой поверхности прокатывается специальный роллер или ракель, пробельные элементы сетки задерживают краску, а печатающие элементы - пропускают ее, за счет чего на поверхности образуется цветной оттиск с четкими границами цветов. Таким образоом, шелкография является видом трафаретной печати. Классическое название шелкографии - сериграфия (serigrafia - seri - лат.: шелк, grafia - греч.: форма, писание, изображение). Говоря о шелкографии, в России часто употребляют сокращенное разговорное название - шелкуха, по-английски же шелкографию называют screen-printing, screen printing, screenprinting, silkscreen, serigraph.


Как шелкография связана с шелком
Дело в том, что изначально в трафаретной печати в качестве тканой сетки использовался шелк. Однако последние 50 лет шелк практически не используется - его заменили более практичные и дешевые синтетические волокна. Сейчас в качестве формного материала обычно используется полиэстр - например, нейлон, или же металлические сетки.


История технологии
Шелкография в ее признанной форме впервые появилась в Китае во времена династии Сун (960-1279 гг). Соседние с Китаем азиатские государства, в частности Япония, позаимствовали эту удобную технологию и развили ее, используя вместе с ксилографией и ручным нанесением красок.
Шелкография была импортирована в Европу в конце 18 века, однако сначала не получила там широкого распространения из-за дефицита шелка. Технология стала развиваться в Западном полушарии только после того, как был найден адекватный заменитель шелка.
В 1907 г. британец Самюэль Саймон впервые запатентовал шелкографический метод нанесения изображения.  Сначала технология использовалась для производства дорогих обоев, полотна и шелка. Западные шелкографы уделяли большое внимание тому, чтобы держать в секрете применяемые ими в своих мастерских знания и наработки.

В начале 1910-х гг. печатники, проводившие эксперименты с фото-чувствительными химическими веществами, использовали хорошо изученный актинический свет для активации взаимосвязей или укрепления элементов калия, натрия или аммония в хроматных и бихроматных химических веществах с клеями и желатиновыми соединениями. Рой Бек, Чарльз Питер и Эдвард Овенс проводили исследования и ставили опыты с синтезированными хромово-кислотными эмульсиями для фото-чувствительных трафаретов. Именно эти три ученых произвели революцию в  шелкографии, брагодаря которой стало возможным использование этой технологии в коммерческих целях - они придумали фото-отображаемые трафареты. Однако, лишь по прошествии многих лет после этого шелкография получила широкое распространение. Используемые в современной шелкографии светочувствительные элементы - гораздо более безопасны и менее токсичны, нежели бихроматы. В настоящее время существует большой выбор пред-светочувствительных и смешанных под индивидуальные нужды светочувствительных эмульсий для получения фото-чувствительных трафаретов.
Джозеф Улано основал химическую компанию Улано и в 1928 г. придумал метод нанесения лако-растворяющего трафаретного материала к передвижной основе. Трафаретный материал нарезался по формам, печатные зоны убирались, а оставшийся материал приклеивался к сетке - так, чтобы получился остроуголтьный экранный трафарет. Еще до 1900-х гг. шелкография, являвшаяся по сути промышленной технологией, была позаимствована художниками в качестве удобного и позволяющего внести художественную экспрессию способа изготовления дупликатов. Сегодня шелкография популярна как в художественной, так и в коммерческой сферах, где она используется для нанесения изображения на материю, бумагу, силикон, полиэтилен, полипропилен, дерево, металл, керамику и др. материалы - при помощи этой технологии наносят изображения на футболки, сумки, браслеты, кружки, постеры, кепки, компакт-диски и другие предметы.
В 1930-х гг. группа худолжников, из которой позже сформировалась американская Национальная Ассоциация Сериграфии (National Serigraphic Society), придумала для шелкографии новое слово - «сериграфия», чтобы отделить использование технологии в искусстве от ее промышленного применения. Считается, что благодаря широкой доступности и дешивизне необходимых для нее материалов шелкография является самым универсальным методом печати.

История технологии с 1960-х гг. до настоящего времени

Считается, что человеком, популяризовавшим сериграфию, был Энди Уорхол - особенную известность приобрело его изображение Мэрилин Монро в ярких цветах, сделанное в 1962 г. В 1960 г. американский предприниматель, художник и  изобретатель Майкл Василантон (Michael Vasilantone) разработал и запатентовал ротационную машину для многоцветной шелкографической печати на материи. Изначально машина была спроектирована для печати логотипов и информации о команде на одежде для боулинга, однако вскоре стала широко применяться для печати изображений на футболках. Многочисленные производители получили лицензии на патент Василантона, что привело к  буму производства запечатанных изображениями футболок, а ротационная машина для многоцветной шелкографической печати на материи стала самым широко используемым в данной индустрии приспособлением.
Шелкографическая печать сегодня широко используется для нанесения графических изображений - например, при печати постеров и крупных стендов. Полноцветная печать обычно делается по системе CMYK. Шелкография обычно используется чаще сублимационной или струйной цветной печати благодаря своей низкой себестоимости и пригодности для печати на большом количестве разнообразных поверхностей. Шелкографией на холсте занимались и занимаются такие известные художники, как Энди Уорхол (Andy Warhol), Роб Райн (Rob Ryan), Блексболекс (Blexbolex), Артур Окамура (Arthur Okamura), Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Гарри Готлиб (Harry Gottlieb) и другие.


Технология шелкографической печати

Экран изготавливается из мелкотканого материала, называемого сеткой, который растягивается на алюминиевую или деревянную рамку. Изначально сетка сплеталась из человеческих волос, затем - из шелка, в настоящее время чаще всего применяются искуственные материалы - сталь, нейлон, полиэстр. Некоторые зоны на экране блокируются непроницаемым материалом, в результате чего образуется трафарет, являющийся негативом того изображения, которое нужно напечатать, проницаемые зоны трафарета - это те зоны, через которые происходит наложение краски.
Шелкографический экран накладывается поверх поверхности, на которую будет наноситься изображение  - например, на бумагу, материю или поверхность силиконового браслета.