Цветовая модель CMYK


Цветовая модель CMYK представляет собой субтрактивную схему формирования цвета и используется главным образом в полиграфии при цветной триадной печати. Само название CMYK обозначает четыре цвета, используемые в основных видах цветной печати: cyan - голубой, magenta - пурпурный, yellow - желтый и key black - черный. Хотя это зависит от типографии, производителя печатного пресса и процесса печати, но обычно цвета накладываются в обозначенным аббревиатурой порядке.  Буква "k" в аббревиатуре значит "key" - наладить, выравнять: при четырехцветной печати печатные формы голубого, пурпурного и желтого цветов аккуратно выравниваются при помощи последней "выравнивающей" печатной формы - формы черного цвета, либо же любого иного цвета. Некоторые предполагают, что буква "К" в CMYC происходит от последней буквы слова "black" и была выбрана потому, что буква "b" уже значит "blue" - синий. Это предположения, хотя и звучит правдоподобно, однако является неверным.

 

Модель CMYK работает путем полного или частичного вычитания цветов на обычно белом фоне (так сказать, вычитанием определенных цветовых волн). Такая модель называется субтрактивной (вычитающей), так как она как бы вычитает из белого цвета его яркость. В аддитивных цветовых моделях - таких как RGB - белый цвет является «аддиктивной» комбинацией всех основных цветных лучей света, в то время как черный цвет является отсутствием света. В модели же CMYK - как раз противоположная ситуация: белый обычно является естественным цветом бумаги или другого фона, в то время как черный цвет происходит от полной комбинации цветных чернил. В целях экономии денег при печати темных цветов ненасыщенные и темные оттенки печатаются черными чернилами, а не комбинацией из трех цветов.

Экранирование / угол наклона растра

При печати в цветовой модели CMYK экранирование (угол наклона растра) приводит к неполному насыщению основных цветов. Маленькие точки основных цветов печатаются в виде микро-паттерна - настолько мелкого, что человеческий глаз воспринимает его как единый базовый цвет. Пурпурный цвет, например, напечатанный с 20% наклоном, выглядит как розовый цвет, так как глаз воспринимает микро-пурпурные точки и белую бумагу между ними как облегченную и менее насыщенную по сравнению с чистым пурпурным цветом.
Без экранирования три базовых цвета будут печататься просто как три закрепленных цвета, что позволит получить только семь цветов: сами три цвета + три дополнительных цвета, получаемых путем наложения двух базовых цветов: голубой+желтый=зеленый, голубой+пурпурный=фиолетово-синий, желтый+пурпурный=красный, а также наложение всех их друг на друга производит черный. При использовании же экранирования может быть получен полный спектр цветов.

Угол экранирования
Для улучшения качества печати и уменьшения интенсивности проявления муара экранирование отдельных цветов устанавливается под уникальными углами. Особые углы зависят от того, сколько цветов используется, а также от предпочтений оператора пресса, при обычной же печати в модели CMYK используются любые из нижеследующих углов экранирования:

C   75° 15°  105°
M  15°  45°  75°
Y   0°     0°   90°
K   45° 75°  15°


Зачем используются черные чернила
«Черный» цвет, получаемый путем смешивания голубого, пурпурного и желтого базовых цветов - не удовлетворителен, поэтому при четырехцветной печати помимо цветных чернил используются также и черные чернила. Основные причины использования черных чернил - следующие:
    •    Обычно текст печатается черным цветом и включает в себя множество мелких деталей (таких, например, как засечки), поэтому использование трех чернил при печати текста или других тонких четко прорисованных линий без заблеривания - проблематично (для этого совмещение трех изображений разных цветов должно было бы быть крайне аккуратным);
    •    При использовании комбинации чернил 100% голубого, пурпурного и желтого цветов бумага сильно пропитывается чернилами, которые сохнут медленно, что не очень удобно;
    •    Комбинация чернил 100% голубого, пурпурного и желтого цветов приводит к получению грязно-коричневого цвета, который не совсем похож на черный. При добавлении черных чернил поглащается больше света, темные цвета получаются более темными.
    •    Использование черных чернил менее затратно экономически по сравнению с использованием соответствующих объемов цветных чернил.

Когда необходимо получить очень темную зону, сначала используется цветное или серое «грунтование», после чего сверху наносится целый черный слой, в результате чего получается насыщенный глубокий черный цвет - такой черный цвет называется «насыщенным черным». Черный цвет, получаемый только с помощью чернил цветов CMY, иногда называется «композитным черным».
Количество используемого для замены других чернил черных чернил варьируется, и выбор зависит от используемой технологии, бумаги и чернил.

Другие модели цветов печати
CMYK, или четырехкрасочная печать (в России иногда называется триадной печатью - CMY) отличается от печати простыми цветам, при которой чернила определенного цвета используются для получения определенных цветов при печати на бумаге. Некоторые печатные прессы могут печатать одновременно методом четырехкрасочной печати с добавлением простых цветов. Высококачественные печатные материалы - в частности, рекламные брошюры и книги - могут включать в себя фотографи, для печати которых требуется четырехкрасочная печать, и другие графические эффекты, для получения которых необходима печать простыми цветами (например, чернила с металлическим эффектом), а также особую отделку - например, лаком - для усиления глянцевого вида напечатанной страницы.


Сравнение с RGB-дисплеями
Сравнение между RGB-дисплеями и CMY-принтами проблематично, так как эти две технологии отображения цветов очень сильно отличаются друг от друга. Для отражения цветных картинок дисплей компьютера смешивает оттенки красного, зеленого и синего.
CMYK-принтер может обеспечить только оттенки голубого, пурпурного и желтого, которые он может смешивать при помощи нескольких оптических методик, и при этом он должен конкурировать с огромным количеством оттенков, которые может обеспечить RGB. 


Трансформация
Так как модели CMYK и RGB - это модели, спроектированные под определенные устройства (печатные машины и компьютерные мониторы соответственно), не существует какой-то простой универсальной формулы для конвертации цветов из одной модели в другую. Трансформация обычно производится через системы управления цветом, в которых описываются профили цветов. Но такие трансормации не могут быть точными, так как все профили имеют очень разные гаммы.